«Умная» техника в ЖКХ

Разговоры о переводе системы ЖКХ на так называемые «умные устройства» ведутся уже лет пять. Но лишь за последний год они стали достаточно громкими, чтобы спровоцировать в некотором роде панику — как среди потребителей услуг, так и среди тех, кто в той или иной степени за их предоставление отвечает: муниципалитеты, управляющие компании, правления ТСЖ.  Но и что удивительного? Ведь среднестатистический россиянин пока ничего об «умном ЖКХ» не знает.
Наша компания решила провести короткий ликбез по “умным” технологиям в сфере ЖКХ.

«Умным» принято называть любое электронное устройство, функционал которого выходит за рамки привычного. Взять, например, телевизор. Традиционно он только показывал телепередачи, принятые на антенну, и позволял переключаться с канала на канал. Но добавьте в его схему маленький компьютер — и он научится воспроизводить фильмы с «флэшки», подключаться к интернету и проигрывать ролики с YouTube, даже запускать какие-то свои приложения. Согласитесь, это большой шаг вперёд — и вот чтобы отличать такой телевизор от обычного, его и прозвали «умным».

И таких примеров в быту полно. «Умными» уже делают холодильники, стиральные машины, лампочки в люстре, охранные сигнализации, терморегуляторы и многое другое. Важно понимать, что принцип всегда один и тот же: в устройство добавляют маленький компьютер, благодаря которому «глупая железка» приобретает «интеллект». Ничего особенно хитрого, сложного в этом нет, да и характеристику «умное» принято ставить в кавычки, чтобы показать, что речь идёт лишь о подобии ума. Но это безусловно удобно. Ведь «умная» электроника берёт на себя часть обязанностей, которые раньше лежали на нас, и тем облегчает нашу жизнь.

Всё рассмотренное выше относилось к устройствам, так сказать, для личного пользования. Но тот же принцип распространяется и на ЖКХ, где мы имеем дело с устройствами, применяемыми для предоставления коммунальных услуг. Например, «умный» счётчик воды. В него точно так же добавили микрокомпьютер и научили некоторым новым функциям.

На сегодняшний день уже определилось несколько направлений, в которых старые устройства точно станут менять на новые «умные»:

  1. “Умный” счётчик электроэнергии/ воды/ тепла. «Умный» счётчик внешне почти не отличается от классического, разве что вместо механических колёсиков вы, скорее всего, обнаружите в нём электронный дисплей. Самое простое, что они умеют делать — это вести учёт по нескольким тарифам: например, ночью и в выходные считать потребление электричества по одному тарифу, а днём в будни — по другому. Но они умеют также периодически (или постоянно) связываться с аппаратурой, устанавливаемой на дом или ближайшую электрическую подстанцию, и передавать туда текущие показания КУ. Это очень удобно: потребитель избавлен от необходимости списывать показания и сдавать самостоятельно. Удобно это и поставщику энергии: появляется возможность очень точно контролировать потребление на местах, выявлять незаконные подключения и мошеннические схемы обхода счётчика.
  2. “Умный” домофоны по виду опять-таки почти не отличаются от обычных, разве что оснащаются одной (встроенной) или несколькими (по периметру двора) видеокамерами. Что позволяет передать в квартиру не только голос, но и картинку от дверей: кто просится в подъезд? Если же хозяина нет дома, та же картинка может быть передана ему на смартфон по интернету. Заставить такой домофон открыть дверь, кстати, тоже можно с помощью смартфона, избавившись от ключа (который вечно теряется и легко подделывается). «Умный» домофон становится и центром дворового видеонаблюдения. Снятое им видео можно сделать доступным всем жильцам опять-таки через интернет. Наконец, он в состоянии прислать родителям SMS о возвращении ребёнка, стать «доской объявлений» , даже позвонить в службу спасения.
  3. Наконец, третье направление, на котором планируется активное применение «умной» техники — это управление отходами. В данном случае прямого контакта жильцов с такой техникой нет, но вот местные власти могут от её применения выиграть значительно. Поправки к закону «Об отходах производства и потребления» (458-ФЗ), вступающие в силу как раз сейчас, требуют от городов разработать территориальные схемы обращения с отходами. И вместо того, чтобы строить их на бумаге, можно применить компьютерные комплексы, которые позволяют спроектировать и контролировать процесс легче и эффективней.
    В частности, для нанесения на карту источников отходов, можно применить смартфон с работающим на нём специальным приложением. Как видите, в данном случае термин «умный» понимается в более широком смысле, чем в случае со счётчиками и домофоном, но выгода та же: применение «умной» техники избавляет от части рутинного труда.
    И конечно, список «умных» решений в ЖКХ этим не ограничивается: обязательно будут ещё примеры. Важно помнить, что бояться нечего. Не такая уж она и умная, эта «умная» техника.
Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *